Как рассказать просто о сложном? Как вызвать интерес детей к науке и воспитать в них патриотические чувства?
Учебно-просветительская программа «Российская наука», посвященная одноименному дню, специально разработана для знакомства подрастающего поколения с великими соотечественниками, которые прославили свою Родину гениальными изобретениями и важными открытиями. В рамках данного проекта к нам в гости приезжала команда «ученых будущего» с самой настоящей мини-лабораторией. Посмотрим, что из этого вышло…
Итак, приветствие с ребятами началось с рассказа о том, что наука это не всегда о сложном. Знакомство с ней может оказаться очень интересным и увлекательным путешествием в мир удивительных открытий выдающихся людей…
Сначала «ученые» с юными слушателями погрузились в историю авиации и разобрались в устройстве вертолета!
Профессор спросил у ребят, какие они знают летательные аппараты? Конечно, одним из первых ответов был «вертолет». Во время небольшого экскурса в историю его создания звучали имена таких выдающихся изобретателей и ученых как Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов, Игорь Иванович Сикорский.
Затем ребятам было предложено сделать вертолет самим, из воздушного шарика! Море горящих от любопытства глазок засверкали от удивления… Для эксперимента «ученые» позвали трех помощников и объяснили, как правильно держать шарик, чтобы запустить вертолет в воздух.
— Итак, наши вертолеты готовы к запуску, когда я скажу «Пуск» вам нужно будет подбросить вертолеты вверх. Посмотрим, чей вертолет полетит выше! Обратный отсчет… Пуск! — воскликнул профессор.
Серпантин из винтиков наполнил светлую аудиторию. Под громкие аплодисменты наши испытатели завершили эксперимент.
— «Скажите, а почему вертолет полетел?» — спросил ученый у ребят.
— «Правильно, воздух выходил из шарика и раскручивал винт, поэтому наш вертолет не падал на землю, пока воздух не кончился», — пояснил он.
Следующий опыт ребята провели с помощью электрической палочки.
Сначала команда ученых вместе с ребятами разобрались с тем, как у них дома работает бытовая техника и электроприборы. Затем профессор показал им лампочку и рассказал про ее создателей: Александра Лодыгина, который первым догадался использовать проволоку из вольфрама, закручивать ее в спираль, откачивать воздух из ламп. В современных лампах накаливания используют именно эту технологию. Таким образом, именно Лодыгин, а не Эдисон, является автором современных ламп накаливания. Дети с большим интересом слушали. Потом на электро-эксперимент вызвались 4 добровольца.
— «Скажите, а человек может быть проводом?» А вот сейчас мы это и проверим. Вам необходимо взяться одной рукой за эту палку и не отпускать ее. По моей команде вы беретесь за руки, и наша палочка начнет звучать и мигать огоньками. Посмотрим, есть ли в вас электрический заряд, — сказал профессор.
Затем его юные помощники скрепили руки и палочки засияли! Ученые объяснили, что через ребят прошел настоящий электрический заряд, только совсем маленький.
Так они еще немного поиграли с ушками и носами…
— Ого, да у вас электро-уши! А попробуем нос? Ничего себе, главное, чтоб не было электро-насморка!
В завершение опыта профессор, конечно же, напомнил детям о правилах безопасности и поведении с электричеством.
— Ну что же, волшебными палочками мы помахали, а теперь попробуем сделать волшебный светофор! Как вам такая идея? — спросил профессор у своей юной аудитории. И они решили немного «по-химичить»…
Ученые спросили у ребят, знают ли они, кто придумал периодическую таблицу химических элементов? Многие догадались, что это Дмитрий Иванович Менделеев.
— «Но какое отношение это имеет к светофору?» — спросили маленькие ученые. Затем, сохранив интригу, наши гости позвали трех помощников, и вместе они приступили к новому эксперименту. В чем же его суть?
Итак, в руках у профессора была колба с обычной водой, в которую ребята по очереди высыпали свои реагенты. После нескольких манипуляций с колбой начали происходить чудеса. Вода стала менять цвета: зеленый, красный, желтый… Магия, да и только! Изумленные опытом ребята, наконец, поняли, почему в самом начале говорилось про волшебный светофор.
— «Но каким же чудесным образом получился такой светофор?» — удивились ребята.
Профессор рассказал, что это произошло благодаря сложной науке под названием «химия», а разобраться с ней помог известный многим российский ученый Д. И. Менделеев. Он объяснил ребятам этот опыт простым языком на примере соперничества двух спортивных команд: «щелочи» и «кислоты».
— Если потрясти колбу, то побеждают щелочи — они зеленые, а если оставить колбу спокойной – то кислоты, они красные, — пояснил профессор.
Потом команда ученых вместе со своими маленькими помощниками вспомнили правила дорожного движения.
Далее ученые с ребятами снова вернулись к летательным аппаратам.
— Вертолеты мы сегодня уже запускали, а теперь полетим еще выше! Вместе они вспомнили, что первым в космос полетел Юрий Гагарин, а первую ракету сконструировал С.П. Королев. Затем профессор рассказал, за счет чего взлетает ракета. Дети узнали про термин «реактивная тяга».
— Ну что, запустим свою собственную ракету на реактивной тяге? В ответ — громкое «ДА» словно ракета пронзило аудиторию. Как сказал Гагарин: «Поехали!». Так, с помощью колбы, сухого льда и кипятка юные экспериментаторы отправили свои ракеты в «космос». Потом ребята во главе с командой ученых проделали еще несколько экспериментов с жидким азотом. Назвали их «Азотный БУМ» и «Азотный ВЗРЫВ». Восторгу не было предела!
Также в рамках программы «Российская наука» ученые рассказывали о таком природном явлении, как свет. Профессор поведала маленьким слушателям, что такое лазер, и чем он отличается от обычного фонарика. Дети узнали, что лазер изобрел российский ученый Михаил Прохоров, и получил за это высшую научную награду — Нобелевскую премию.
По завершении мероприятия наши гости пожелали ребятам успехов в учебе и еще верить в себя и свои силы, быть любознательными и смелыми, энергичными и целеустремленными, как сегодняшние ракеты. Они отметили, что, возможно, в дальнейшем именно среди них мы увидим будущих Ломоносовых и Менделеевых.